Билл Бауэрман – главный инноватор беговой обуви Nike в США во второй половине XX века. Он был не только инноватором, но и специалистом по решению проблем. Билл научил нас, что независимо от размера и степени проблемы, первым шагом является именно умение слушать и слышать.
Когда Билл Бауэрман начал работать тренером легкоатлетической команды Университета Орегона в 1948 году, большинство беговых кроссовок были похожи на кожаные туфели с гвоздями, забитыми сквозь подошвы. Непреклонный ученик, Билл, изучал всё, начиная от анатомии и заканчивая химическим составом материалов, в поисках способов улучшения дизайнов того времени. Однако, когда он обратился к производителям беговой обуви со своими идеями, лишь немногие были готовы их выслушать.
Разочарованный, но не успокоившийся, Бауэрман взял дело в свои руки и принялся за работу. Он «игрался» с металлическими и пластиковыми шипами, собирал различные виды верха на разных колодках, учился делать выкройки обуви. Он стремился найти новые способы сделать обувь более легкой и эффективной.
На знаменитой дорожке стадиона Хэйуорд-Филд в Университете Орегона проходили испытания новых моделей кроссовок. У Билла был небольшой офис под трибунами с дверью, открывающейся прямо на 8-ю дорожку стадиона. Легенда гласит, что Билл часто высовывал голову из двери и подзывал какого-то новичка для проверки своего последнего изобретения. Он был уверен, что именно таким способом получит подробную обратную связь от своих бегунов и учтет эти данные при разработке следующих версий той или иной модели.
Однажды будущий олимпийский марафонец и бегун Университета Орегона Кенни Мур сломал ногу во время пробежки. Билл разобрал беговые кроссовки, которые он носил, и обнаружил, что отсутствие поддержки подвеса в середине и способствовало перелому. Билл разработал кроссовки с мягким пористым каучуком на пятке и в передней части стопы, мягкой стелькой и прочной резиновой подошвой для Кенни во время его восстановления. Результатом стали знаменитые кроссовки Nike Cortez, одни из самых культовых и продаваемых беговых кроссовок, когда-либо созданных.
Однако Cortez были лишь первым из знаменитых изобретений Бауэрмана, на которые было зарегистрировано восемь патентов, включая обувь с жёстким задником пятки, улучшенным расположением шипов и амортизированной шипованной пластиной. Это был также первый успех в его непрекращающемся стремлении создать самую лёгкую беговую обувь.
«Он считал, что беговые кроссовки могут быть лучше. Он бросил вызов общепринятым представлениям о сцеплении, амортизации, биомеханике и даже самой анатомии» – так сказал о Бауэрмане первый штатный сотрудник Nike Джефф Джонсон.
Не только бегуны Университета Орегона в те времена пользовались пользой от того, что Билл каждый день стремился решать маленькие проблемы. Когда трибуны на стадионе Хэйуорд-Филд были реконструированы, Билл перенес свой верстак в подвал медицинского здания в центре города Юджин. Он создавал специальную обувь для ортопедических потребностей пациентов в здании, и в обмен он отправлял своих бегунов к рентгеновским аппаратам, чтобы получить детальное изображение костей их стоп и создать уникальные шипы для каждого человека.
Билл никогда не хотел называться “новатором”, предпочитая быть называемым “решателем проблем”. Хотя его работа, несомненно, продвинула мир дизайна обуви вперед стремительными шагами, он считал, что истинные инновации никогда не происходят в пустоте. Сначала ты слушаешь. Затем ты видишь проблему. Потом ты находишь решение, и если тебе повезет, это меняет мир.